Новое исследование, опубликованное в журнале “Diabetes Care”, проливает свет на часто недооцениваемую проблему - влияние человеческих ошибок на точность глюкометрических измерений. Анализируя данные более 5000 пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа, исследователи обнаружили, что до 20% отклонений в результатах глюкозы крови от лабораторных значений были обусловлены неисправностями самого глюкометра, а не биологическими колебаниями. Остальные 80% ошибок, как показало исследование, возникали по причине несоблюдения правильной методики тестирования пациентами.

Ключевыми факторами, приводящими к таким ошибкам, оказались:

  • Неправильное использование тестовой полоски: Недостаточное смачивание полоски кровью, попадание воздуха в капиллярную зону, неправильное введение ее в глюкометр, несоблюдение инструкции по хранению и срокам годности тестовых полосок.
  • Неточное взятие крови: Неправильное место прокола (слишком близко к месту предыдущих прокалов, недостаточное надавливание при забор крови, неравномерное распределение капли крови на тестовой полоске).
  • Внешние факторы: Изменения температуры окружающей среды, влажность воздуха, воздействие ультрафиолета на глюкометр и тестовые полоски.

Исследователи подчеркнули, что даже незначительные отклонения от рекомендованной процедуры могут существенно исказить результаты. Например, недостаточное смачивание тестовой полоски привело к снижению точности измерения на 10-15%, а попадание воздуха - на 5-10%.

В связи с этими выводами авторы исследования делают ряд рекомендаций для улучшения качества мониторинга гликемии:

  1. Тщательное обучение пациентов: Инструкции по использованию глюкометра и взятию крови должны быть четкими, доступными и адаптированы к различным уровням понимания. Необходимо проводить регулярные тренинги и напоминания о правильной технике.
  2. Стандартизация протоколов: Медицинские учреждения должны внедрить единые стандарты по использованию глюкометров и обучению пациентов, минимизируя влияние индивидуальных особенностей.
  3. Разработка интерактивных обучающих программ: Применение цифровых инструментов с визуальными подсказками и обратной связью может повысить эффективность обучения и закрепления правильной методики.
  4. Усовершенствование технических характеристик глюкометров: Разработка устройств с более прочной защитой от внешних воздействий и встроенными системами контроля за правильностью процедуры тестирования.
  5. Внедрение контроля качества: Регулярные калибровки глюкометров в домашних условиях и лабораторные проверки с использованием эталонных образцов для оценки точности измерений.

Исследование подчеркивает, что контроль гликемии – это не только медицинское устройство, но и взаимодействие врача и пациента. Только комплексный подход, включающий в себя качественное обучение, стандартизацию методик и совершенствование технических средств, позволит минимизировать влияние человеческих ошибок и достичь максимально точных и достоверных результатов мониторинга гликемии.